Размещение элементов благоустройства

Обоснование возможности размещения элементов благоустройства с учетом обеспеченности объектов капитального строительства, существующих на земельном участке, на котором осуществляется проектирование благоустройства, минимальным количеством машиномест, веломест и озеленения, с недавних пор является очень важным вопросом.

С 21 февраля 2019 года Правительством Санкт-Петербурга внесены изменения в Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, согласно которым, при проектировании благоустройства земельного участка необходимо обосновать возможность размещения элементов благоустройства с учетом обеспеченности объектов капитального строительства, существующих на земельном участке, минимальным количеством машиномест, веломест, озеленением.

На фото: Пример размещения элементов благоустройства на участке

На первый взгляд это требование можно счесть необоснованным, ведь основным документом, в котором прописаны требования по обеспечению объектов капитального строительства минимальным количеством машиномест, веломест, озеленением являются Правила землепользования
и застройки Санкт-Петербурга, которые в свою очередь не применяются при проектировании благоустройства (некапитальных объектов и элементов благоустройства).

Но если подробнее изучить вопрос, становится ясным, что данное требование направлено на сохранение минимального количества машиномест, веломест, озеленения количество которых может быть сокращено при проведении благоустройства территории.

Например, на территории крупного торгового центра имеется только открытая парковка, небольшая часть земельного участка торгового центра занята зелеными насаждениями (газоном). Количество машиномест
на парковке и площадь указанного озеленения не превышают значений минимальных требований в соответствии с Правилами землепользования
и застройки Санкт-Петербурга (если сказать проще «в притык»). Владелец торгового центра принимает решение установить на земельном участке под торговым центром павильоны в сфере мелкорозничной торговли (далее — торговые павильоны), но это будет возможным только в случае размещения торговых павильонов на открытой парковке, либо озелененной части земельного участка, таким образом количество машиномест, либо озеленения сократится, будут нарушены требования Правил землепользования
и застройки Санкт-Петербурга (далее – ПЗЗ). В подобных случаях при рассмотрении проектов благоустройства Комитет по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании проектов благоустройства элементов благоустройства.

Аналогичная ситуация может возникнуть в случае размещения входной группы (крыльца) при переводе из жилого помещения в нежилое помещение квартир, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, расширении существующего крыльца, установки постов охраны (будок) при въездах на охраняемые территории.

Кроме того, при обосновании возможности размещения элементов благоустройства, также необходимо обращать внимание на наличие утверждённого проекта планировки и проекта межевания территории,
в границах которой расположен рассматриваемый объект благоустройства (земельный участок) (далее —  документация по планировке территории).
Это необходимо по двум основаниям:

  • во-первых в составе документации по планировке территории как правило установлены требования  минимального количества машиномест,  озеленения  в границах земельных участков, отличных от требований ПЗЗ;
  • во-вторых, в соответствиями с положениями ПЗЗ, в большинстве случаев, требования  минимального количества машиномест,  озеленения
    в границах земельных участков,  установленные документацией
    по планировке территории преобладают над требованиями ПЗЗ.

Еще один не мало важный фактор, влияющий на обоснование возможности размещения элементов благоустройства — это наличие координированных границ земельного участка, поставленных
на государственный кадастровый учет, так на территории Санкт-Петербурга имеются многоквартирные дома, под которыми не образованы земельные участки, в данном случае, обоснование возможности размещения элементов благоустройства, в границах проектирования (указанных в задании на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства, выданное Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее – КГА)) будет существенно отличаться от  земельного участка имеющего координированные границы.

Таким образом, очень важно до получения задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства, определить возможность   размещения элементов благоустройства с учетом обеспеченности объектов капитального строительства, существующих на земельном участке, на котором осуществляется проектирование благоустройства, минимальным количеством машиномест, веломест, озеленения.

Необходимо отметить, что зачастую обоснование возможности размещения элементов благоустройства требует индивидуального подхода, учитывающего нормы действующего законодательства в различных сферах (санитарные нормы, законодательство в сфере социальной защиты инвалидов и др.).

Сотрудники ООО «ИГП» имеют большой опыт подготовки проектов благоустройства, поэтому уже на стадии обращения Заказчика, во избежание дополнительных, необоснованных затрат на подготовку проекта благоустройства элементов благоустройства, выполняют предварительный расчёт возможности размещения элементов благоустройства.