Санитарно-защитная зона

В настоящее время, законодательством РФ введено понятие «Зоны с особыми условиями использования территории». В сокращенном варианте используется аббревиатура – ЗОУИТ.

ЗОУИТ – это территории на которых функционирует особый паровой режим их использования, направленный на защиту жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, охрану окружающей среды, а также оборону страны и безопасность государства.

Согласно 105 статье Земельного кодекса РФ, существует 28 зон, регулирующих особые условия использования территорий, в состав которых входит санитарно-защитная зона.

На фото: пример санитарно-защищенной зоны

Санитарно-защитная зона, имеющая аббревиатуру СЗЗ, устанавливается в отношении существующих (действующих), реконструируемых, а также планируемых к строительству объектов капитального строительства (предприятий), которые оказывают физическое, биологическое или химическое воздействие на среду обитания человека. Однако СЗЗ устанавливается только в отношении объектов, воздействие которых за их границами превышает санитарно-эпидемиологические требования и зависит от класса опасности объекта.

Таким образом, на землях, имеющих на себе обременение в виде санитарно-защитной зоны, не допускается размещение жилых зданий, образовательных и медицинских учреждений, спортивных сооружений в том числе открытого типа, зданий для организации отдыха детей и их оздоровления, объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, а также для ведения садоводства.

Важным замечанием является то, что объекты, у которых уровень негативного воздействия за его границами не превышает санитарно-эпидемиологических норм, уведомление об отсутствии необходимости установления СЗЗ выдает Роспотребнадзор.

Говоря о классах опасности объектов, следует отметить, что СЗЗ для каждого объекта имеет свой размер, а именно: I класс — 1000 м; II класс – 500 м; III класс – 300 м; IV класс – 100 м; V класс — 50 м.

Для определения к какому классу опасности относится объект, а также размер его санитарно-защитной зоны, необходимо обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Немаловажным является и то, что для предприятий I и II класса опасности Решение об установлении СЗЗ принимает (выдает) Федеральное управление Роспотребнадзора расположенное в г. Москва, а для предприятий III, IV и V класса опасности – Территориальное управление Роспотребнадзора, расположенное непосредственно в границах (области, районе, городе) расположения объекта.

СЗЗ проектируемого, строящегося и реконструируемого объектов

Как было сказано выше, СЗЗ устанавливается только при превышении предприятием за его границами, норм СанПин СЗЗ. Для того чтобы определить уровень воздействия предприятия на окружающую среду, необходимо провести комплекс исследований, результатом которых будет выступать разработанный в соответствии с действующими нормативами, проект санитарно-защитной зоны.

Принципиально, процесс подготовки проекта СЗЗ, не зависит от вида и степени строительной готовности объекта. Однако важно отметить, что процесс установки санитарно-защитной зоны для строящегося, реконструируемого и действующего предприятий, имеет разную хронологию действий и объемов работ.

Действующий объект

Установка СЗЗ предприятия, действие которого уже осуществляется, начинается с разработки проекта СЗЗ. В процессе подготовки проекта, специалистами осуществляется замеры фактического негативного воздействия предприятия на окружающую среду. По материалам проведённого комплекса замеров и специализированных расчетов, определяются границы, за пределами которых, предприятие не представляет угрозу окружающему миру. На основании полученных сведений формируется проект СЗЗ.

Важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», для правообладателей действующих объектов, эксплуатация которых началась до 03.03.2018 г., установлен регламентный срок – до 03.03.2019 г., по проведению всех необходимых исследований и измерений, в том числе по физическому и биологическому воздействию на окружающую среду, с оформлением проекта СЗЗ и последующим предоставлением его в Роспотребнадзор с целью установления границ СЗЗ.

Однако такие действия должны осуществить только те предприятия, в отношении которых, согласно действующего законодательству, требуется установление СЗЗ.

Проектируемый объект

Установка СЗЗ проектируемого объекта, начинается с также с разработки проекта СЗЗ. Однако важной отличительной чертой является то, что проект СЗЗ разрабатывается сначала на основании проектной документации на строительство объекта. Проводятся специализированные расчеты и определяются два вида границ СЗЗ – ориентировочная и установленная (окончательная).

Ориентировочная СЗЗ – это граница, которая определяется на основании заложенных в проектную документацию характеристик проектируемого объекта, путем их сопоставления с требованиями СанПин. По итогу анализа, определяется равноудаленная от границ земельного участка граница СЗЗ.

Как правило, большинство вновь строящихся объектов не имеют в границах ориентировочной СЗЗ объектов, расположение и эксплуатация которых запрещена СанПином. Но при наличии такой ситуации необходимо выполнить мероприятия по определению расчетной границы СЗЗ.

Окончательная СЗЗ —  это граница, которая определяется на основании выполненных расчетов по воздействию объекта на окружающую среду, исходя из специфики производства предприятия, его географического расположения, климатической характеристики района расположения объекта и т.д. Следует отметить, что расчетная граница СЗЗ определяется как правило непосредственно в местах расположения действующих зданий, сооружений и других объектов. В случае, если согласно расчетному значению границы СЗЗ, существующие объекты по-прежнему попадают под негативное воздействие будущего предприятия, строительство предприятия будет невозможно, либо потребуется реализация дополнительных мероприятий по сокращению негативного воздействия будущего объекта, перечень которых может быть определен также проектом СЗЗ.

Таким образом, ориентировочная СЗЗ определяет максимально возможное (требуемое) расстояние от проектируемого объекта до иных располагаемых или планируемых к расположению зданий, сооружений и т.д., а окончательная СЗЗ определят фактическое расстояние, на котором предприятие перестает оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Важно отметить, что вышеуказанное Постановление СЗЗ, после ввода объекта в эксплуатацию обязывает владельцев предприятий, в срок не более одного года, провести фактические исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны с приложением требуемых материалов, в том числе проекта СЗЗ.

Кроме того, Постановление СЗЗ обязывает застройщика, не менее чем за 30 дней до получения разрешения на строительство объекта, направить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны.

Реконструируемый объект

Установка СЗЗ реконструируемого объекта имеет схожую последовательность мероприятий с установкой границы СЗЗ проектируемого объекта.  Однако имеется некоторое отличие ввиду того, что реконструируемый объект уже может иметь на момент начала его реконструкции (проектных работ), установленную санитарно-защитную зону. В таком случае, проводятся аналогичные вновь строящемуся объекту мероприятия по подготовке проекта СЗЗ, результатом которого будет определена граница санитарно-защитной зоны. И в случае если ранее установленная граница СЗЗ реконструируемого объекта, отличается от полученной в результате подготовки проекта, необходимо привести действующую санзону в соответствие, путем направления в Роспотребнадзор заявления об изменении санитарно-защитной зоны.

Процесс подготовки проекта СЗЗ

Для того, чтобы установить СЗЗ в соответствии с тем, как это требует закон, необходимо обратиться в специализированную организацию, которая занимается разработкой проектов санитарно-защитных зон. Одной из которых является и наша организация ООО «Институт градостроительного проектирования».

Процесс разработки проекта СЗЗ и внесения сведений о данной СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), является очень трудоёмким и ответственным мероприятием. Неверные расчеты, или не слаженные действия могут привести к невозможности реализации проекта или задержке в сроках, а также к значительному удорожанию из-за необходимости выполнения дополнительных мероприятий по снижению негативного воздействия.

Схема этапов разработки проектов СЗЗ

  п/п Наименование этапа работ Срок выполнения

(рабочих дней)

1 этап Получение исходных материалов необходимых для выполнения работ, в том числе справка о фоне, климате, а также ситуационный план и сведения из кадастровой карты 30-45
2 этап Обследование и инвентаризация источников выбросов, лабораторные замеры 25-30
3 этап Разработка проекта СЗЗ 20-25
4 этап Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта СЗЗ или результатов исследований (измерений) в уполномоченной экспертной организации 20-30
5 этап Получение Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологического заключения по Проекту СЗЗ 30-40
6 этап Получение в Управлении Роспотребнадзора Решения об установлении, изменении или снятии санитарно-защитной зоны. 15-25
7 этап Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости, об установлении СЗЗ 5-15

Стоимость разработки проекта СЗЗ

В среднем, стоимость разработки и установления СЗЗ начинается от 120 т.р. Главным ценообразующим фактором является количество необходимых для установления СЗЗ измерений, которые проводятся специализированной аккредитованной лабораторией. Для определения точной стоимости работ необходимо обратиться в нашу организацию за получением коммерческого предложения. После изучения представленной информации об объекте, наши специалисты сформируют коммерческое предложение с твёрдой ценой.

Список документов для подготовки СЗЗ

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  • Информация о хозяйственной деятельности предприятия, описание технологического процесса производственной деятельности, режим и время работы, сведения о производительности и виде выпускаемой продукции (оказываемых услуг), грузообороте (при наличии), сведения о наличии транспортных средств и т.д.
  • Проект ПДВ и разрешение на выбросы, а также раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации (при наличии).
  • Справка предприятия о наличии/отсутствии оборудования, являющегося источником инфразвука, электромагнитного излучения. При наличии: представить характеристики указанного оборудования.
  • Договора с ресурсоснабжающими организациями (тепло, вода, канализация и т.д.)
  • Документация на автономные источники энергоснабжения (электроснабжение, теплоснабжение): паспорт, режимная карта, расход топлива, тепломеханические показатели и т.д.

Ответственность за нарушение правил экологии

 

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ,

статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Наименование нарушения Мера наказания
 

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Физическое лицо Должностное лицо Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо
штраф от 2 000 до 2 500

рублей

штраф

от 40 000 до 50 000

рублей

штраф от

30 000 до 50 000

рублей

ИЛИ

приостановление деятельности на срок до девяноста суток

 

штраф

180 000 – 250 000 рублей

ИЛИ

приостановление деятельности на срок до девяноста суток

 

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ Статья 251. Загрязнение атмосферы.

Наименование нарушения Мера наказания
Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, повлекшие загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха штраф до 80 000,0 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
причинение по неосторожности вреда здоровью человека штрафом 200 000,0 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
по неосторожности смерть человека наказываются принудительными работами на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Нормирование законодательством

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  5. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
  7. Приказ Роспотребнадзора от 05.12.2018 N 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны»;
  8. Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236»;
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.05.2007 N 30 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.6.1.2216-07 «Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ» (вместе с «СП 2.6.1.2216-07. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ (СП СЗЗ И ЗН-07). Санитарные правила»);
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.11.2010 N 142 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.2752-10 «Дополнение N 7 к ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (вместе с «ГН 2.1.6.2752-10. Дополнение N 7 к ГН 2.1.6.2309-07. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);
  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 N 92 «Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07» (вместе с «ГН 2.1.6.2309-07. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»).
  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
  14. ГОСТ 17.2.1.04-77* (СТ СЭВ 3403-81). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта СССР от 28.06.1977 N 1611).
  15. ГОСТ 17.2.1.01-76* (СТ СЭВ 1366-78). «Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1976 N 725).
  16. ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями (введен в действие Приказом Росстандарта от 20.03.2014 N 208-ст).
  17. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36)