В настоящее время, законодательством РФ введено понятие «Зоны с особыми условиями использования территории». В сокращенном варианте используется аббревиатура – ЗОУИТ.
ЗОУИТ – это территории на которых функционирует особый паровой режим их использования, направленный на защиту жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, охрану окружающей среды, а также оборону страны и безопасность государства.
Согласно 105 статье Земельного кодекса РФ, существует 28 зон, регулирующих особые условия использования территорий, в состав которых входит санитарно-защитная зона.
На фото: пример санитарно-защищенной зоны
Санитарно-защитная зона, имеющая аббревиатуру СЗЗ, устанавливается в отношении существующих (действующих), реконструируемых, а также планируемых к строительству объектов капитального строительства (предприятий), которые оказывают физическое, биологическое или химическое воздействие на среду обитания человека. Однако СЗЗ устанавливается только в отношении объектов, воздействие которых за их границами превышает санитарно-эпидемиологические требования и зависит от класса опасности объекта.
Таким образом, на землях, имеющих на себе обременение в виде санитарно-защитной зоны, не допускается размещение жилых зданий, образовательных и медицинских учреждений, спортивных сооружений в том числе открытого типа, зданий для организации отдыха детей и их оздоровления, объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, а также для ведения садоводства.
Важным замечанием является то, что объекты, у которых уровень негативного воздействия за его границами не превышает санитарно-эпидемиологических норм, уведомление об отсутствии необходимости установления СЗЗ выдает Роспотребнадзор.
Говоря о классах опасности объектов, следует отметить, что СЗЗ для каждого объекта имеет свой размер, а именно: I класс — 1000 м; II класс – 500 м; III класс – 300 м; IV класс – 100 м; V класс — 50 м.
Для определения к какому классу опасности относится объект, а также размер его санитарно-защитной зоны, необходимо обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Немаловажным является и то, что для предприятий I и II класса опасности Решение об установлении СЗЗ принимает (выдает) Федеральное управление Роспотребнадзора расположенное в г. Москва, а для предприятий III, IV и V класса опасности – Территориальное управление Роспотребнадзора, расположенное непосредственно в границах (области, районе, городе) расположения объекта.
Как было сказано выше, СЗЗ устанавливается только при превышении предприятием за его границами, норм СанПин СЗЗ. Для того чтобы определить уровень воздействия предприятия на окружающую среду, необходимо провести комплекс исследований, результатом которых будет выступать разработанный в соответствии с действующими нормативами, проект санитарно-защитной зоны.
Принципиально, процесс подготовки проекта СЗЗ, не зависит от вида и степени строительной готовности объекта. Однако важно отметить, что процесс установки санитарно-защитной зоны для строящегося, реконструируемого и действующего предприятий, имеет разную хронологию действий и объемов работ.
Установка СЗЗ предприятия, действие которого уже осуществляется, начинается с разработки проекта СЗЗ. В процессе подготовки проекта, специалистами осуществляется замеры фактического негативного воздействия предприятия на окружающую среду. По материалам проведённого комплекса замеров и специализированных расчетов, определяются границы, за пределами которых, предприятие не представляет угрозу окружающему миру. На основании полученных сведений формируется проект СЗЗ.
Важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», для правообладателей действующих объектов, эксплуатация которых началась до 03.03.2018 г., установлен регламентный срок – до 03.03.2019 г., по проведению всех необходимых исследований и измерений, в том числе по физическому и биологическому воздействию на окружающую среду, с оформлением проекта СЗЗ и последующим предоставлением его в Роспотребнадзор с целью установления границ СЗЗ.
Однако такие действия должны осуществить только те предприятия, в отношении которых, согласно действующего законодательству, требуется установление СЗЗ.
Установка СЗЗ проектируемого объекта, начинается с также с разработки проекта СЗЗ. Однако важной отличительной чертой является то, что проект СЗЗ разрабатывается сначала на основании проектной документации на строительство объекта. Проводятся специализированные расчеты и определяются два вида границ СЗЗ – ориентировочная и установленная (окончательная).
Ориентировочная СЗЗ – это граница, которая определяется на основании заложенных в проектную документацию характеристик проектируемого объекта, путем их сопоставления с требованиями СанПин. По итогу анализа, определяется равноудаленная от границ земельного участка граница СЗЗ.
Как правило, большинство вновь строящихся объектов не имеют в границах ориентировочной СЗЗ объектов, расположение и эксплуатация которых запрещена СанПином. Но при наличии такой ситуации необходимо выполнить мероприятия по определению расчетной границы СЗЗ.
Окончательная СЗЗ — это граница, которая определяется на основании выполненных расчетов по воздействию объекта на окружающую среду, исходя из специфики производства предприятия, его географического расположения, климатической характеристики района расположения объекта и т.д. Следует отметить, что расчетная граница СЗЗ определяется как правило непосредственно в местах расположения действующих зданий, сооружений и других объектов. В случае, если согласно расчетному значению границы СЗЗ, существующие объекты по-прежнему попадают под негативное воздействие будущего предприятия, строительство предприятия будет невозможно, либо потребуется реализация дополнительных мероприятий по сокращению негативного воздействия будущего объекта, перечень которых может быть определен также проектом СЗЗ.
Таким образом, ориентировочная СЗЗ определяет максимально возможное (требуемое) расстояние от проектируемого объекта до иных располагаемых или планируемых к расположению зданий, сооружений и т.д., а окончательная СЗЗ определят фактическое расстояние, на котором предприятие перестает оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Важно отметить, что вышеуказанное Постановление СЗЗ, после ввода объекта в эксплуатацию обязывает владельцев предприятий, в срок не более одного года, провести фактические исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны с приложением требуемых материалов, в том числе проекта СЗЗ.
Кроме того, Постановление СЗЗ обязывает застройщика, не менее чем за 30 дней до получения разрешения на строительство объекта, направить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Установка СЗЗ реконструируемого объекта имеет схожую последовательность мероприятий с установкой границы СЗЗ проектируемого объекта. Однако имеется некоторое отличие ввиду того, что реконструируемый объект уже может иметь на момент начала его реконструкции (проектных работ), установленную санитарно-защитную зону. В таком случае, проводятся аналогичные вновь строящемуся объекту мероприятия по подготовке проекта СЗЗ, результатом которого будет определена граница санитарно-защитной зоны. И в случае если ранее установленная граница СЗЗ реконструируемого объекта, отличается от полученной в результате подготовки проекта, необходимо привести действующую санзону в соответствие, путем направления в Роспотребнадзор заявления об изменении санитарно-защитной зоны.
Для того, чтобы установить СЗЗ в соответствии с тем, как это требует закон, необходимо обратиться в специализированную организацию, которая занимается разработкой проектов санитарно-защитных зон. Одной из которых является и наша организация ООО «Институт градостроительного проектирования».
Процесс разработки проекта СЗЗ и внесения сведений о данной СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), является очень трудоёмким и ответственным мероприятием. Неверные расчеты, или не слаженные действия могут привести к невозможности реализации проекта или задержке в сроках, а также к значительному удорожанию из-за необходимости выполнения дополнительных мероприятий по снижению негативного воздействия.
Схема этапов разработки проектов СЗЗ
(рабочих дней)
В среднем, стоимость разработки и установления СЗЗ начинается от 120 т.р. Главным ценообразующим фактором является количество необходимых для установления СЗЗ измерений, которые проводятся специализированной аккредитованной лабораторией. Для определения точной стоимости работ необходимо обратиться в нашу организацию за получением коммерческого предложения. После изучения представленной информации об объекте, наши специалисты сформируют коммерческое предложение с твёрдой ценой.
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ,
статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
рублей
от 40 000 до 50 000
30 000 до 50 000
ИЛИ
приостановление деятельности на срок до девяноста суток
180 000 – 250 000 рублей
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ Статья 251. Загрязнение атмосферы.